медицинскийпортал.рф

Психиатрия и психология

Характерные проявления подросткового возраста

Подростковый возраст - это период в жизни человека, когда происходит более глубокое осознание себя и формирование своей личности. Это мост между детством и взрослой жизнью. Это самая динамичная комплексная трансформация в жизни индивида, которая изменяет все компоненты личности. Можно разделить его на три фазы: ранний подростковый возраст 11-12 лет иногда называют также препубертатным, средний 13-16 лет полового созревания и поздний 17-20 лет, когда уже происходит не только половое созревание, физическое и психическое развитие, но и особенно социальная зрелость, выбор профессии, профессиональная ориентация, ценностное и нравственное закрепление. Подростковый возраст, по Эриксону, - это период, когда человек ищет свою личную и социальную идентичность. Он задает вопросы типа: "Кто я и где мое место?“. Ища ответы, он часто бывает эмоционально неустойчив, что связано с активностью гормональной системы половых желез. Половое созревание-важная биологическая веха. Это период нового качества самосознания, когда индивид больше замечает, как он думает, как он общается. Важные события, чувства и переживания из этого периода обычно никогда не забываются и проносятся в сознании и чувствах на протяжении всей жизни. Важно иметь собственный подростковый опыт. Из подростка становится взрослым в тот момент, когда он перестает быть центром собственных интересов и обращается в своей деятельности к другим, когда уже не нуждается в заботе, но сам испытывает потребность в чьей-то заботе. Он заводит семью и хочет быть полезным в своей профессии. Он претендует на авторство собственной жизни.

Взросление - это поиск и переосмысление. Подростковый возраст иногда характеризуется как неизбежное и драматическое столкновение противоположных тенденций в человеке. Эриксон определяет в подростковом возрасте психосоциальный мораторий, который он понимает, как отсрочку взрослой жизни и использование пространства для экспериментов в области сексуальной, социальной, в отрицании ответственности, предпочтение сильных переживаний, таких как громкая музыка, быстрая езда, употребление психоактивных веществ, экстремальные переживания в любой форме. В настоящее время мы предпринимаем усилия по дистанцированию от родителей и независимости в принятии решений, но при этом сохраняем длительную зависимость от родителей в социальной сфере. Физическая привлекательность имеет свое социальное значение в подростковом возрасте. Девушки больше недовольны своей внешностью, так как больше внимания уделяется их физической привлекательности. Ранее подросток с физической силой имел высокий социальный статус и престиж в группе. В период полового созревания изменение схемы тела в результате подросткового возраста приводит к потере уверенности в себе, поиску и принятию себя.

Познавательный процесс

Подростковый возраст-это период формирования формальных операций в мышлении. Примерно с 12. год развивает абстрактное мышление, способность к концептуализации и обобщению символов вербальных и невербальных, операции с абстрактными понятиями, навыки комбинирования, поиска альтернативных путей решения задач (дивергентное мышление), гипотетическое мышление. Изменяется память, увеличивается количество информации, хранящейся в долговременной памяти, увеличивается емкость для обработки информации. Развивается логическая память, которая использует отношения между понятиями. Однако механическая память сохраняется и используется на протяжении всей жизни. Внимание является преднамеренным, более спланированным, более систематическим благодаря более высокому уровню мыслительных процессов. Но в то же время, в результате влияния гормональных функций, она временно нарушается. Способность концентрироваться колеблется. Это проявляется непоследовательностью в обучении, чередованием интересов, эмоциональной лабильностью. Подростковый период характеризуется высокой интеллектуальной активностью, завершающейся развитием интеллектуальных способностей, развитием логико-дедуктивного мышления. Функции органов чувств достигают пика. Мышление более гибкое и сложное. Эротические фантазии, мечтательность и богатое воображение и творчество выходят на передний план воображения. Он применяет логические операции независимо от содержания судов. Он способен отслеживать форму мысленного суждения и отводить взгляд от конкретного содержания. Он думает о мышлении (метапознании). Формально абстрактный способ мышления влияет на отношение подростка к окружающему миру – сравнивает, критикует, использует критическое мышление, представляет собой новый метод моральной оценки, опирается на собственные правила и нормы, сопереживает, смотрит на самого себя. Он сосредотачивается на своей самооценке.

Эмоциональность

Эмоциональные переживания более дифференцированы в подростковом возрасте, приобретается больше видов и оттенков эмоций. В раннем подростковом возрасте проявляется повышенная эмоциональная лабильность, что связано с гормональными изменениями, повышенным уровнем самосознания и эгоцентризмом так называемого подросткового эгоцентризма с высокой потребностью в самооценке. Высокая лабильность и капризность спадают в среднем и позднем подростковом возрасте. Она может проявляться в большей экстраверсии, меньшей импульсивности, эмоциональной раздражительности и большей постоянности в эмоциональных проявлениях. Темперамент индивидуума созревает в период полового созревания. Это время чувствительно к сильным переживаниям. Значимыми являются проявления дружбы, любви, сопереживания, формирование и поддержание отношений дружбы и партнерства. Также типичны неуверенность, гнев, печаль, агрессия, враждебные проявления, вульгарные выражения, а также стремление к сближению и принятию.

Нравственное развитие

Меняются моральные установки. Переговоры переходят от правил, данных компанией, семьей, к правилам их собственных внутренних дел. У них развита совесть, и они следуют ей. Совесть различна для каждого человека и зависит от его собственного опыта и личностных качеств. Молодежь в этот период стремится к абсолютному решению. Изначально, в период полового созревания, они не способны идти на компромисс. Эмоционально и морально они принимают только абсолютно верные принципы, идеалы (преувеличенную деятельность с определенной идеей). Они хотят добиться всего срочно, немедленно. У них есть нравственный идеал, к которому они направляют самовоспитание. Поначалу они очень критично относятся к взрослым, с трудом принимают авторитет, появляется неповиновение, отрицание проявлений взрослых. В позднем подростковом возрасте они более терпимы даже к ошибкам взрослых.

Социализация

Общество существенно влияет на жизнь ребенка. Развивает такие качества и компетенции, которые считаются важными и подавляет те, которые с ее точки зрения нежелательны. Однако индивид является не только пассивным объектом, но и активным фактором в этом взаимодействии. На ребенка с самого начала жизни оказывают влияние различные социальные группы, к которым он принадлежит. Действие каждого из них есть что-то определенное. В детском возрасте это в первую очередь семья как первичная группа, влияющая на человека на протяжении всей его жизни. Кроме того, школа, школьный класс, Одноклассники, группа сверстников. Ребенок в группе усваивает нормы и правила поведения, он учится принимать определенные роли, содержание, определяемое желаемым поведением, должен понимать и в соответствии с требованиями действовать. Они должны научиться регулировать свои проявления и принять определенные желательные привычки. Важной частью развития социализации является принятие на себя определенных ролей. Социальные роли изменяют психологическое развитие его носителя. Каждая роль способствует развитию определенных качеств, умений и навыков. Различные роли, такие как роль ребенка, брата, друга, ученика, одноклассника и т. д., Так или иначе всегда интегрированы в индивидуальное "Я". Каждая роль имеет определенное значение для человека, она так или иначе оценивается. Роль ученика - это первая крупная институциональная роль, ребенок становится членом социальных институтов, что накладывает определенные требования и требует их реализации. Школа позволяет ребенку постепенно интегрироваться в общество.

Отношения со сверстниками

В период полового созревания индивид создает группы друзей, сверстников с одинаковыми интересами, нуждается в объединении и подражании друг другу. Потребность быть принятым, принятым и включенным в структуру удовлетворяется группой. У него есть свое положение и роль в группе. Группа помогает ему реализовать себя. Индивид общается со сверстниками обоего пола. Это процесс самоосвобождения, который постепенно начинается в раннем детстве, и этот период достигает своего пика. Группа сверстников позволяет делиться друг с другом мнениями, чувствами, моделями поведения. Он выполняет функцию площадки, где подросток может проверить себя и других во взаимном взаимодействии. Они сознательно и бессознательно разделяют один и тот же опыт, одну и ту же жизненную позицию, одни и те же проблемы, неуверенность, двусмысленность. Группа сверстников - это средство найти и прояснить отношения с самим собой. Обеспечивает подростку, заменившему родительскую опору, обретение молодыми людьми чувства собственной ценности и социального статуса. Те люди, которых положительно оценивают их сверстники, обычно имеют более высокую самооценку. В группе сверстников популярны мальчики, воспринимающие себя как стабильных, и девочки, оценивающие себя как надежных, общительных. Поведение сверстников в группе существенно влияет на процессы принятия решений. Групповой конформизм (склонность корректировать свои действия и мнения в соответствии с другими членами группы) защищает подростков от требований властей. Самый высокий-в раннем и среднем подростковом возрасте. Это проявляется часто во внешних характеристиках, таких как одежда, прическа, стиль, речь, выраженные и т.д. имеют престиж и быть принятым в группе сверстников традиционно имеет больший вес для мальчиков, чем для девочек. Для девушек в центре внимания находится открытое общение и обмен чувствами, ценятся интеллект, искренность и доверие. Дружба мальчиков основана в первую очередь на интересах и занятиях спортом. Идентификация с группой имеет большую ценность для мальчиков, чем для девочек. Она в большей степени основана на производительности, уважении и силе установок. Ценится оригинальность, сила личности, умение "сохранять спокойствие", чувство юмора. Дружба у девушек более эмоциональна. В период полового созревания индивид осознает свою сексуальность, мужскую, женскую роль. Мальчики ассоциируют мужскую роль с завоеванием и определенной степенью агрессии, а девочки-с оценкой собственной сексуальной привлекательности. Самосексуальность поощряется у девочек партнером, а не группой сверстников. Подростки с рискованным поведением (курение, алкоголь, наркотики) обычно начинают раньше с полового акта и более неразборчивы в связях.

Литература

  1. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
  2. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
  3. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
  4. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
  5. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 987 с.

Возможно вам также будут интересны статьи:

Психиатрия и психология

Искусственный интеллект: польза в развитие медицины

Актуальное

Польза

Качество жизни

Страх

Стресс

Дискомфорт

В последние годы искусственный интеллект (ИИ) активно проникает в различные области, включая медицину и новое направление цифровых технологий
Читать полностью

Психиатрия и психология

Характерные проявления подросткового возраста

Тревожность

Страх

Качество жизни

Актуальное

Недопонимание

Характер

Пубертатный период

Подростковый возраст - это период в жизни человека, когда происходит более глубокое осознание себя и формирование своей личности.
Читать полностью

Психиатрия и психология

10 ошибок при общении с подростком

Страх

Стресс

Бессоница

Качество жизни

Усталость

Недопонимание

Они больше не дети, но и не взрослые. Они хотят расти, хотят большей независимости, но в то же время еще не готовы чем-то выделиться.
Читать полностью

Психиатрия и психология

Триггер: модный термин или важный психологический инструмент?

Актуальное

Бессоница

Тревожность

Стресс

Страх

Качество жизни

Триггер представляет собой специфический стимул или событие, которое запускает интенсивную эмоциональную или поведенческую реакцию у человека.
Читать полностью

Психиатрия и психология

Формирование общей и когнитивной выносливости

Нарушения сердечного ритма

ЗОЖ

Слабость

Бессоница

Физические нагрузки

Стресс

В этой статье мы рассмотрим, как нейропсихология может помочь в формировании обеих видов выносливости.
Читать полностью

Психиатрия и психология

Влияние искусственного интеллекта на психику человека

ЗОЖ

Качество жизни

Актуальное

Тревожность

Стресс

Как искусственный интеллект (ИИ) меняет наше сознание и эмоциональные границы
Читать полностью

Психиатрия и психология

Весенняя хандра: путь от усталости до депрессии

Апатия

Стресс

Слабость

Качество жизни

Бессоница

Сезонность

Головная боль

Откуда берётся весенняя хандра? Как распознать начало весенней хандры? Давайте разберёмся, почему так происходит.
Читать полностью

Психиатрия и психология

Травматический стресс: когда психика на пределе

Бессоница

Апатия

Стресс

Неврология

Аритмия сердца

Тревожность

Страх

Погружение в мир стресса: практическое руководство для тех, кто помогает другим находить баланс и сохранять внутреннюю устойчивость.
Читать полностью

Психиатрия и психология

Жизнь с шизофренией: симптомы и их влияние

Бессоница

Голово-кружение

Мушки в глазах

Стресс

Тревожность

Галлюцинации

Шизофрения — это психическое заболевание, которое вызывает серьезные нарушения в мышлении, восприятии и поведении.
Читать полностью

Психиатрия и психология

Булимия. Влияние стресса и самооценки на развитие булимии

Апатия

Актуальное

Воспаление желудка

Гастрит

Голово-кружение

Женское здоровье

ЖКТ

Это диагноз, о котором не только знает почти каждый, но и болеют уже со школьного возраста.
Читать полностью