Подростковый возраст - это период в жизни человека, когда происходит более глубокое осознание себя и формирование своей личности. Это мост между детством и взрослой жизнью. Это самая динамичная комплексная трансформация в жизни индивида, которая изменяет все компоненты личности. Можно разделить его на три фазы: ранний подростковый возраст 11-12 лет иногда называют также препубертатным, средний 13-16 лет полового созревания и поздний 17-20 лет, когда уже происходит не только половое созревание, физическое и психическое развитие, но и особенно социальная зрелость, выбор профессии, профессиональная ориентация, ценностное и нравственное закрепление. Подростковый возраст, по Эриксону, - это период, когда человек ищет свою личную и социальную идентичность. Он задает вопросы типа: "Кто я и где мое место?“. Ища ответы, он часто бывает эмоционально неустойчив, что связано с активностью гормональной системы половых желез. Половое созревание-важная биологическая веха. Это период нового качества самосознания, когда индивид больше замечает, как он думает, как он общается. Важные события, чувства и переживания из этого периода обычно никогда не забываются и проносятся в сознании и чувствах на протяжении всей жизни. Важно иметь собственный подростковый опыт. Из подростка становится взрослым в тот момент, когда он перестает быть центром собственных интересов и обращается в своей деятельности к другим, когда уже не нуждается в заботе, но сам испытывает потребность в чьей-то заботе. Он заводит семью и хочет быть полезным в своей профессии. Он претендует на авторство собственной жизни.
Взросление - это поиск и переосмысление. Подростковый возраст иногда характеризуется как неизбежное и драматическое столкновение противоположных тенденций в человеке. Эриксон определяет в подростковом возрасте психосоциальный мораторий, который он понимает, как отсрочку взрослой жизни и использование пространства для экспериментов в области сексуальной, социальной, в отрицании ответственности, предпочтение сильных переживаний, таких как громкая музыка, быстрая езда, употребление психоактивных веществ, экстремальные переживания в любой форме. В настоящее время мы предпринимаем усилия по дистанцированию от родителей и независимости в принятии решений, но при этом сохраняем длительную зависимость от родителей в социальной сфере. Физическая привлекательность имеет свое социальное значение в подростковом возрасте. Девушки больше недовольны своей внешностью, так как больше внимания уделяется их физической привлекательности. Ранее подросток с физической силой имел высокий социальный статус и престиж в группе. В период полового созревания изменение схемы тела в результате подросткового возраста приводит к потере уверенности в себе, поиску и принятию себя.
Подростковый возраст-это период формирования формальных операций в мышлении. Примерно с 12. год развивает абстрактное мышление, способность к концептуализации и обобщению символов вербальных и невербальных, операции с абстрактными понятиями, навыки комбинирования, поиска альтернативных путей решения задач (дивергентное мышление), гипотетическое мышление. Изменяется память, увеличивается количество информации, хранящейся в долговременной памяти, увеличивается емкость для обработки информации. Развивается логическая память, которая использует отношения между понятиями. Однако механическая память сохраняется и используется на протяжении всей жизни. Внимание является преднамеренным, более спланированным, более систематическим благодаря более высокому уровню мыслительных процессов. Но в то же время, в результате влияния гормональных функций, она временно нарушается. Способность концентрироваться колеблется. Это проявляется непоследовательностью в обучении, чередованием интересов, эмоциональной лабильностью. Подростковый период характеризуется высокой интеллектуальной активностью, завершающейся развитием интеллектуальных способностей, развитием логико-дедуктивного мышления. Функции органов чувств достигают пика. Мышление более гибкое и сложное. Эротические фантазии, мечтательность и богатое воображение и творчество выходят на передний план воображения. Он применяет логические операции независимо от содержания судов. Он способен отслеживать форму мысленного суждения и отводить взгляд от конкретного содержания. Он думает о мышлении (метапознании). Формально абстрактный способ мышления влияет на отношение подростка к окружающему миру – сравнивает, критикует, использует критическое мышление, представляет собой новый метод моральной оценки, опирается на собственные правила и нормы, сопереживает, смотрит на самого себя. Он сосредотачивается на своей самооценке.
Эмоциональные переживания более дифференцированы в подростковом возрасте, приобретается больше видов и оттенков эмоций. В раннем подростковом возрасте проявляется повышенная эмоциональная лабильность, что связано с гормональными изменениями, повышенным уровнем самосознания и эгоцентризмом так называемого подросткового эгоцентризма с высокой потребностью в самооценке. Высокая лабильность и капризность спадают в среднем и позднем подростковом возрасте. Она может проявляться в большей экстраверсии, меньшей импульсивности, эмоциональной раздражительности и большей постоянности в эмоциональных проявлениях. Темперамент индивидуума созревает в период полового созревания. Это время чувствительно к сильным переживаниям. Значимыми являются проявления дружбы, любви, сопереживания, формирование и поддержание отношений дружбы и партнерства. Также типичны неуверенность, гнев, печаль, агрессия, враждебные проявления, вульгарные выражения, а также стремление к сближению и принятию.
Меняются моральные установки. Переговоры переходят от правил, данных компанией, семьей, к правилам их собственных внутренних дел. У них развита совесть, и они следуют ей. Совесть различна для каждого человека и зависит от его собственного опыта и личностных качеств. Молодежь в этот период стремится к абсолютному решению. Изначально, в период полового созревания, они не способны идти на компромисс. Эмоционально и морально они принимают только абсолютно верные принципы, идеалы (преувеличенную деятельность с определенной идеей). Они хотят добиться всего срочно, немедленно. У них есть нравственный идеал, к которому они направляют самовоспитание. Поначалу они очень критично относятся к взрослым, с трудом принимают авторитет, появляется неповиновение, отрицание проявлений взрослых. В позднем подростковом возрасте они более терпимы даже к ошибкам взрослых.
Общество существенно влияет на жизнь ребенка. Развивает такие качества и компетенции, которые считаются важными и подавляет те, которые с ее точки зрения нежелательны. Однако индивид является не только пассивным объектом, но и активным фактором в этом взаимодействии. На ребенка с самого начала жизни оказывают влияние различные социальные группы, к которым он принадлежит. Действие каждого из них есть что-то определенное. В детском возрасте это в первую очередь семья как первичная группа, влияющая на человека на протяжении всей его жизни. Кроме того, школа, школьный класс, Одноклассники, группа сверстников. Ребенок в группе усваивает нормы и правила поведения, он учится принимать определенные роли, содержание, определяемое желаемым поведением, должен понимать и в соответствии с требованиями действовать. Они должны научиться регулировать свои проявления и принять определенные желательные привычки. Важной частью развития социализации является принятие на себя определенных ролей. Социальные роли изменяют психологическое развитие его носителя. Каждая роль способствует развитию определенных качеств, умений и навыков. Различные роли, такие как роль ребенка, брата, друга, ученика, одноклассника и т. д., Так или иначе всегда интегрированы в индивидуальное "Я". Каждая роль имеет определенное значение для человека, она так или иначе оценивается. Роль ученика - это первая крупная институциональная роль, ребенок становится членом социальных институтов, что накладывает определенные требования и требует их реализации. Школа позволяет ребенку постепенно интегрироваться в общество.
В период полового созревания индивид создает группы друзей, сверстников с одинаковыми интересами, нуждается в объединении и подражании друг другу. Потребность быть принятым, принятым и включенным в структуру удовлетворяется группой. У него есть свое положение и роль в группе. Группа помогает ему реализовать себя. Индивид общается со сверстниками обоего пола. Это процесс самоосвобождения, который постепенно начинается в раннем детстве, и этот период достигает своего пика. Группа сверстников позволяет делиться друг с другом мнениями, чувствами, моделями поведения. Он выполняет функцию площадки, где подросток может проверить себя и других во взаимном взаимодействии. Они сознательно и бессознательно разделяют один и тот же опыт, одну и ту же жизненную позицию, одни и те же проблемы, неуверенность, двусмысленность. Группа сверстников - это средство найти и прояснить отношения с самим собой. Обеспечивает подростку, заменившему родительскую опору, обретение молодыми людьми чувства собственной ценности и социального статуса. Те люди, которых положительно оценивают их сверстники, обычно имеют более высокую самооценку. В группе сверстников популярны мальчики, воспринимающие себя как стабильных, и девочки, оценивающие себя как надежных, общительных. Поведение сверстников в группе существенно влияет на процессы принятия решений. Групповой конформизм (склонность корректировать свои действия и мнения в соответствии с другими членами группы) защищает подростков от требований властей. Самый высокий-в раннем и среднем подростковом возрасте. Это проявляется часто во внешних характеристиках, таких как одежда, прическа, стиль, речь, выраженные и т.д. имеют престиж и быть принятым в группе сверстников традиционно имеет больший вес для мальчиков, чем для девочек. Для девушек в центре внимания находится открытое общение и обмен чувствами, ценятся интеллект, искренность и доверие. Дружба мальчиков основана в первую очередь на интересах и занятиях спортом. Идентификация с группой имеет большую ценность для мальчиков, чем для девочек. Она в большей степени основана на производительности, уважении и силе установок. Ценится оригинальность, сила личности, умение "сохранять спокойствие", чувство юмора. Дружба у девушек более эмоциональна. В период полового созревания индивид осознает свою сексуальность, мужскую, женскую роль. Мальчики ассоциируют мужскую роль с завоеванием и определенной степенью агрессии, а девочки-с оценкой собственной сексуальной привлекательности. Самосексуальность поощряется у девочек партнером, а не группой сверстников. Подростки с рискованным поведением (курение, алкоголь, наркотики) обычно начинают раньше с полового акта и более неразборчивы в связях.
Литература