Современная жизнь полна стрессовых ситуаций, связанных со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, межнациональными конфликтами, терактами, боевыми действиями и другими экстремальными происшествиями, к которым человек часто оказывается не готов. Эти ситуации характеризуются сильным воздействием на психику, вызывая глубокие переживания и травматический стресс, крайним проявлением которого является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Исследования показывают, что ПТСР развивается у каждого пятого человека, пережившего травматический стресс (при отсутствии физических травм). Именно эта группа людей находится в центре внимания специалистов, изучающих травматический стресс.
Стресс представляет собой состояние повышенного нервно-психического напряжения, которое может проявляться в двух формах. Первая, обычная форма, возникает под влиянием интенсивных внешних факторов и сложных жизненных обстоятельств. Вторая, травматическая форма, развивается после пережитых событий, которые выходят за границы стандартного стрессового воздействия.
Цель данного учебного пособия — ознакомить будущих психологов и специалистов с особенностями посттравматического стресса, методами его диагностики и способами оказания психологической помощи пострадавшим. В пособии представлены различные методы психокоррекции и психотерапии для работы с посттравматическим стрессом.
В современной научной литературе термин «стресс» используется в трех основных значениях.
Во-первых, стресс может означать напряжение или возбуждение, вызванные различными внешними стимулами или событиями, которые сейчас чаще называют «стрессорами» или «стресс-факторами». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, отражающей внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Это состояние включает эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие внутри человека. Такие процессы могут способствовать развитию и улучшению функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемые требования или вредные воздействия. Эти физические реакции, вероятно, поддерживают поведенческие и психические процессы, направленные на преодоление стрессового состояния.
Концепция стресса основывается на гомеостатической модели самосохранения организма и мобилизации ресурсов в ответ на стрессор.
Американский психолог Ричард Лазарус разработал когнитивную теорию психологического стресса, акцентирующую внимание на субъективной оценке угрозы и возможности ее преодоления. Лазарус различает два типа стресса: физиологический и психологический.
Психологический стресс возникает из-за несоответствия между требованиями и доступными ресурсами, сопровождаясь такими эмоциями, как страх, гнев и удрученность. Он вызывается психическими стимулами, воспринимаемыми как угрожающие, и может развиваться без материального присутствия источника стресса.
Анохин предложил концепцию «опережающего отражения», согласно которой перед выполнением действия формируется аппарат «акцептор действия», принимающий обратные сигналы и сопоставляющий их с целью действия для формирования более точного ответа.
Таким образом, стрессовое воздействие вызывает защитные и адаптивные нейрогуморальные реакции, известные как общий адаптационный синдром. Стресс может влиять на поведение человека по-разному: от улучшения деятельности до дезорганизации, повышая или понижая адаптационные возможности и приспособляемость к среде.
Поверхностная энергия доступна по первому требованию, именно она задействуется на фазе тревоги, обеспечивая первичную адаптацию к стрессорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия мобилизируется на фазе тревоги и вступает в действие на фазе резистентности, обеспечивая адаптацию к сложившейся ситуации.
Если травма была незначительной, повышенная тревожность и другие симптомы стресса обычно проходят в течение нескольких часов, дней или недель. Однако, если травма была сильной или события повторялись многократно, болезненная реакция может длиться годами.
Когда человек не может снять внутреннее напряжение, вызванное психической травмой, его тело и психика находят способы адаптироваться к этому напряжению, что и составляет механизм посттравматического стресса.
Современные взгляды утверждают, что стресс становится травматическим, когда воздействие стрессора приводит к нарушениям в психической сфере, аналогичным физическим нарушениям. В таких случаях повреждаются структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, и система памяти.
Прошлое не оставляет в покое: навязчиво и неумолимо возвращаются травматические образы и мысли о пережитом. В памяти неожиданно всплывают ужасные и неприятные сцены, связанные с тем, что пришлось пережить. Сознание как бы раздваивается: человек физически находится дома, но мысленно он снова в месте, где произошел кошмар. Эти явления носят название диссоциативной симптоматики и включают ощущение эмоциональной зависимости, сужение сознания, дереализацию с чувством «там и здесь», деперсонализацию.
Люди, пережившие военные действия, рассказывают, что достаточно услышать звук пролетающего вертолета, чтобы травмирующие образы вновь заполнили сознание, и человек заново переживал самые страшные моменты. Жертвы сексуального насилия могут реагировать на что-то, напоминающее обстоятельства насилия. Эти внезапные и непрошеные воспоминания могут длиться от нескольких секунд или минут до нескольких часов, вновь вызывая сильный стресс.
В результате человек испытывает повышенную реакцию испуга на неожиданные или громкие звуки. При малейшей неожиданности он может делать резкие движения: бросаться на землю при звуке низколетящего вертолета, резко оборачиваться и принимать боевую позу при ощущении приближения кого-то со спины. Такие явления известны как флэшбек-эпизоды и вызывают выраженный дистресс, сопровождаясь физиологическими реакциями на ключевые стимулы, связанные с травмой.
Индивидуальные различия людей играют важную роль в проявлении стресса. Не существует двух людей с абсолютно одинаковыми реакциями на стресс, поскольку большинство стрессов инициируется и воспроизводится самим человеком.
Попадание в травматические ситуации — это только одна сторона медали, одна из основных причин, которая может вызвать посттравматическое стрессовое состояние. Другая, не менее важная сторона, связана с тем, как человек реагирует на само травматическое событие, и как он «перерабатывает» пережитое. Это касается уровня эмоциональной устойчивости индивида, его личностных ресурсов, особенностей защитных психологических механизмов, наличия или отсутствия тесных эмоциональных связей с окружающими людьми, поддержки с их стороны и других факторов.
Изменившаяся за последние годы общественная ситуация позволила специалистам вплотную заняться изучением отрицательных психологических последствий, возникающих в результате пребывания человека в травматических ситуациях.
Совсем недавно в клиническом стандарте, которым руководствуются отечественные врачи, посттравматическое стрессовое расстройство как отдельная категория отсутствовало, и, следовательно, медики не могли определять инвалидность по этому заболеванию.
Таким образом, люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством, не могли получать необходимую социальную и медицинскую помощь.
Специалисты диагностируют это расстройство по чётко определённым клиническим критериям. Непрофессионалы же называют его «заболеванием души» и утверждают, что это не психическое расстройство, а реакция личности на тяжелое душевное потрясение.
В целом, человек обладает значительными возможностями адаптироваться к любым изменениям в своей жизни и приспосабливаться к различным условиям. Однако при этом он сам изменяется как на уровне организма, так и на психологическом уровне.
Выделено два основных личностных типа реагирования на пережитое.
Первый — это когда прошлое не «отпускает».
Ненавязчиво и неотступно возвращаются травматизирующие картины, постоянные мысли о том, «что было». В памяти внезапно всплывают ужасные, неприятные сцены, связанные с пережитым. Каждый намек, все, что может напомнить о том, что было именно с тобой: какое-то зрелище, запах, напоминающие «то», как будто извлекают из глубин этой «черной дыры» памяти картины и образы травматических событий, сознание как бы раздваивается: ты дома, но ты на фронте.
Эти неожиданные, «непрошеные» воспоминания могут длиться от нескольких секунд и минут до нескольких часов. И как следствие - человек снова испытывает сильнейший стресс.
Второй тип реагирования - травматический опыт сознательно вытесняется
Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, стремится не попадать в те ситуации, которые могли бы напомнить, вызвать эти воспоминания, пытается делать все так, чтобы не вызвать их снова.
«Непрошеные» воспоминания приходят также во сне в виде ночных кошмаров, которые иногда, как видеозапись, воспроизводят травматическую ситуацию, и с такой же пугающей точностью человек во сне переживает собственные реакции на эту ситуацию. Он просыпается в холодном поту, задыхаясь, с сильно бьющимся сердцем, с напряженными мышцами, чувствуя себя совершенно разбитым.
Одним из признаков посттравматического состояния является очень тяжело переживаемая утрата способности, полностью или частично, устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими людьми, реже возникают или вообще исчезли периоды творческого подъема, вместо этого охватывает чувство отчужденности от окружающего мира, от людей.
Человек начинает ощущать собственное изменение, в этих случаях психологи говорят о возникновении другого «Я».
Эти ощущения трудно, иногда просто невозможно выразить, осознать, и как следствие вырастает реальное отчуждение от близких: «им меня не понять». Возникает депрессия, человек начинает чувствовать себя неуверенным, никчемным и отвергнутым.
В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых беспросветных глубин отчаяния, человек утрачивает смысл существования, и все это сопровождается истощением и апатией.